От прогноза к плану продаж на примере многофакторной модели
Как перейти от прогнозов к планам продаж? План продаж - это прогноз продаж подкорректированный на потенциал роста, который в свою очередь определяется исходя из возможностей развития клиентской базы, увеличения частоты покупок или средней покупки.
Многофакторная модель прогноза продаж отлично подходит для создания плана продаж, а также для:
Алгоритм расчета прогноза для планирования продаж:
1. Готовим данные для прогноза;
2. Прогнозируем количество клиентов;
3. Прогнозируем изменение средней отгрузки;
4. Рассчитываем прогноз продаж;
5. Делаем план продаж.
Теперь подробнее о каждом пункте:
1. Готовим данные для прогноза.
Для этого объём продаж раскладываем во времени (по месяцам) на 3 показателя (количество клиентов, средние продажи за месяц , объем продаж,).
Также рассчитываем коэффициенты сезонности к 3-м периодам по каждому товару или товарной группе (как рассчитать коэффициенты сезонности к 3-м периодам для прогноза по методу скользящей средней вы можете прочитать в статье Расчет прогноза продаж по методу скользящей средней в Excel
2. Прогнозируем количество клиентов.
Рассчитываем прогноз количества клиентов по месяцам исходя из количества клиентов за последние 3 месяца. Т.е. берем среднее значение количества клиентов за последние 3 месяца и протягиваем формулу на будущие периоды:
Если среднее значение клиентов не устраивает, то количество клиентов корректируем руками:
Если клиентская база подвержена сезонным колебаниям по данному товару, товарной группе или в канале сбыта, то можно выделить коэффициент сезонности по количеству клиентов и применить его к среднему значению кол-ва клиентов за последние 3 месяца (как описано в пункте ниже).
3. Прогнозируем изменение средней отгрузки.
С помощью прогноза по методу скользящей средней с сезонностью прогнозируем изменение средней отгрузки.
=СРЗНАЧ(D7:F7)*ВПР($A7;сезонность!$A$3:$M$7;G$1+1;0) (среднее значение за 3 предыдущих периода умножаем на коэффициент сезонности к 3-м месяцам (который мы подтянули с помощью функции ВПР из листа с сезонностью по данному товару на данный месяц));
Как рассчитать прогноз по методу скользящей средней с сезонностью и коэффициенты сезонности к 3-м месяцам вы можете узнать из статьи "Расчет прогноза продаж по методу скользящей средней в Excel";
Также средние отгрузки можно спрогнозировать с помощью модели с выделением тренда и сезонности. С данным методом вы можете познакомится в статье "Как рассчитать прогноз продаж с учетом роста и сезонности в Excel?"
4. Рассчитываем прогноз объема продаж.
Перемножаем количество клиентов и среднюю отгрузку по месяцам, получаем прогноз объема продаж:
Протягиваем формулу получаем прогноз объёма продаж по месяцам.
Скачать файл с примером расчета прогноза.
5. Для расчета плана продаж нам осталось подкорректировать по месяцам:
1. Количество клиентов — исходя из потенциала канала сбыта или запланированных мероприятий по стимулированию сбыта;
2. Среднюю отгрузку — исходя из запланированных мероприятий по стимулированию сбыта или рекламных кампаний нацеленных на увеличение продаж 1-му клиенту в месяц;
Для повышения точности прогнозирования рекомендуется:
- Регулярно обновлять прогноз / план, как только будут известны продажи за последний период;
- Готовить данные для прогноза (очищая их от факторов, которые в будущем не повторятся или повторятся, но с другими параметрами и в определенный период времени…);
- Рекомендуется учитывать дополнительные факторы влияющие на прогноз продаж (такие как акции, рекламные кампании, отгрузки крупным клиентам…);
- Если хотим сделать план продаж товара по компании используя данный метод, в которой различные каналы (дистрибьюторы, оптовые клиенты, сетевые, розничные…), то прогноз / план в разрезе средней и количества клиентов рекомендуется делать по каждому однотипному каналу сбыта, т.к. средние продажи в каждом канале могут отличатся в разы, также как и скорость подключения клиентов.
С помощью Forecast4AC PRO вы можете одним нажатием клавиши рассчитать коэффициенты сезонности для прогноза по методу скользящей средней.
Точных вам прогнозов!
Присоединяйтесь к нам!
Скачивайте бесплатные приложения для прогнозирования и бизнес-анализа:
- Novo Forecast Lite - автоматический расчет прогноза в Excel.
- 4analytics - ABC-XYZ-анализ и анализ выбросов в Excel.
- Qlik Sense Desktop и QlikView Personal Edition - BI-системы для анализа и визуализации данных.
Тестируйте возможности платных решений:
- Novo Forecast PRO - прогнозирование в Excel для больших массивов данных.
Получите 10 рекомендаций по повышению точности прогнозов до 90% и выше.
Зарегистрируйтесь и скачайте решения
Статья полезная? Поделитесь с друзьями