Печать
PDF

Метод экспертных оценок

Автор: Алексей Батурин.

метод экспертных оценокСуществует множество процессов и явлений, количественная информация для характеристики которых отсутствует или очень быстро изменяется.

В этом случае используются методы экспертных оценок, сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

Метод экспертных оценок применяется для сравнения каких-то параметров объектов (напр., комфортность самолета, сравнение автомобилей и др.), находящихся в одном "классе", одинаковой категории, и относится к разновидности мозгового штурма.

Нарисуем таблицу:

Параметр
Вес
А
Б
В
Г
Д
Е
1
2
3
4
5
Сумма
1

 Где:

А, Б, В, Г, Д - это сравниваемые объекты (автомобили, самолеты, телефоны и т.д.)

Столбец "Параметр" - это, непосредственно, параметры, которые мы будем сравнивать для объектов.

Столбец "Вес" - вес параметра от 0,15 до 0,3 в зависимости от степени важности для нас.

Итак, как работает Метод экспертных оценок:

1. Выбираем объект для экспертной оценки;

2. Выбираем параметры для сравнения;

3. Определяем вес каждого параметра;

4. Задаем сравнительную шкалу;

5. Сравниваем.

 Скачать таблицу для  Метода экспертных оценок


 Рассмотрим пример метода экспертных оценок:

1. Сравниваем самолеты Боинг, Туполев, аэробус, бомбардир, альбатрос .

2. Выбираем параметры сравнения.

Параметров желательно выбирать не менее 4 и не более 7, т.к.  большее количество параметров влечет расфокусировку  и отсутствие четкого понимания результата. То же самое и с количеством сравниваемых объектов - от 4 до 7.

Параметр
Вес
А (Боинг)
Б (Туполев)
В (Аэробус)
Г (Бомбардир)
Д (Альбатрос)
Е
1
Магистральная дальность
2
Вместимость
3
Расход топлива V
4
Комфорт
5
Стоимость эксплуатации
Сумма
1


3. Далее распределяем "Вес" между параметрами таким образом, чтобы в сумме он был равен 1. Наиболее приоритетным параметрам мы выделяем большее значение. причем каждый параметр варьируется в диапазоне от 0,015 до 0.3.

Параметр
Вес
А (Боинг)
Б (Туполев)
В (Аэробус)
Г (Бомбардир)
Д (Альбатрос)
Е
1
Магистральная дальность
0,2
2
Вместимость
0,15
3
Расход топлива V
0,25
4
Комфорт
0,15
5
Стоимость эксплуатации
0,25
Сумма
1


4.  Задаем описательную сравнительную часть для объектов (самолетов):

Объекты сравнения по параметру "Максимальная дальность"  сравниваются по 10-тибальной  шкале. Максимальное значение 10 баллов присваивается, если (возможные варианты):

а) самолет пролетает без дозаправки более 5 000 км
б) самолет с дозаправкой пролетает более 10 000 км
в) если данный класс самолета имеет максимальную дальность беспосадочного перелета в своем классе.

При уменьшении расстояния перелета по данным параметрам на каждые 500 км снимается 1 балл.

Параметр "Стоимость эксплуатации" (в нашем случае это самый важный параметр, т.к. ему присвоен максимальный вес):

Самолету присваивается 10 баллов, если (возможные варианты):

а) стоимость эксплуатации самолета за квартал не более 100 000 долларов
б) стоимость эксплуатации не превышает 10 % от номинальной стоимости самолета

И так далее по всем параметрам.

В итоге наша таблица выглядит следующим образом:

Параметр
Вес
А (Боинг)
Б (Туполев)
В (Аэробус)
Г (Бомбардир)
Д (Альбатрос)
Е
1
Магистральная дальность
0,2
9
6
10
8
7
2
Вместимость
0,15
7
10
10
6
8
3
Расход топлива V
0,25
8
7
9
9
8
4
Максимальная скорость
0,15
10
8
9
8
7
5
Стоимость эксплуатации
0,25
6
8
9
10
8
Сумма
1

Далее необходимо наши баллы умножить на вес данного параметра. В последний столбец "Е" ставится максимальное значение получившихся чисел. В строке "Сумма" складываем сумму  "весов" параметров для каждого самолета.

Параметр
Вес
А (Боинг)
Б (Туполев)
В (Аэробус)
Г (Бомбардир)
Д (Альбатрос)
Е
1
Магистральная дальность
0,2
9*0,2 = 1,8
6 *0,2 = 1,2
10*0,2 = 2
8*0,2 = 1,6
7*0,2 = 1,4
2
2
Вместимость
0,15
7*0,15 = 1,1
10*0,15 =  1,5
10*0,15   =  1,5
6*0,15 = 0,9
8*0,15 = 1,2
1,5
3
Расход топлива V
0,25
8*0,25 = 2
7*0,25  = 1,75
9*0,25 = 2,25
9*0,25 = 2,25
8*0,25 = 2
2,25
4
Максимальная скорость
0,15
10*0,15 = 1,5
8*0,15 = 1,2
9*0,15 = 1,35
8*0,15 = 1,2
7*0,15 = 1,1
1,5
5
Стоимость эксплуатации
0,25
6*0,25 = 1,5
8*0,25 =  2
9*0,25 = 2,25
10*0,25= 2,5
8*0,25 =  2
2,5
Сумма
1
7,9
7,65
9,35
8,46
7,7

5. Таким образом, самолет "В" оказался самым эффективным. Далее мы уже анализируем, надо ли нам покупать самолет В, оказавшийся самым эффективным, либо , например, склониться в сторону самолета Г с самыми маленькими эксплуатационными расходами, так как именно этот параметр ключевой.

Пример метода экспертных оценок


Точки экспертности
следующие:

1. Какие выбираем параметры
2. Как взвешиваем
3. Как задаем характеристики описания

Обычно метод экспертных оценок используется экспертной группой, состоящей из нескольких человек. Первый эксперт независимо от других сравнивает объект А по всем 5-ти критериям. Второй эксперт оценивает объект Б и т.д. Либо возможен вариант, когда один эксперт оценивает все самолеты по одному критерию, второй эксперт оценивает все самолеты по второму параметру и т.д. Затем данные сводят в единую таблицу и подводят итоги. 

В статье использовались материалы следующего видео: 

74 + видео материалов от лучших бизнес тренеров России вы сможете найти на сайте wikimba.ru

{simplepopup} {/simplepopup}

Зарегистрируйтесь и протестируйте Forecast4AC PROскачать программу для прогнозирования Forecast4AC PRO

график модель прогноза + трендграфик сезенностьграфик прогноз + границы прогноза + трендграфик прогноз к предыдущим периодам

Forcast4AC Pro 4ddabd6bbee26 250x250Подписка "Прогноз с точностью 90% и выше!"

Присоединяясь к нам Вы получаете:

  • Более 10 рекомендаций по прогнозированию продаж!
  • Практические примеры!
  • Ссылку на Forecast4AC PRO - 40 дней бесплатно!
  • + советы по работе с программой!

Forecast4AC PRO - прогноз одним нажатием клавиши!

Статья полезная? Поделитесь с друзьями

Ваши комментарии и вопросы:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить